Уважаемые посетители Официального информационного портала Республики Саха (Якутия)!


Для просмотра актуальной информации, размещаемой органами власти Республики Саха (Якутия), используйте
обновленную версию Официального информационного портала Республики Саха (Якутия)

Согласно п.2 вопроса 3 Протокола совещания Председателя Правительства РС (Я) Чекина Е.А. с главами МО и ГО РС (Я) № Пр-22-П1 от 22 марта 2017 года доступ к административной части старой версии официального информационного портала Республики Саха (Якутия) http://old.sakha.gov.ru закрыт

Уважаемые администраторы сайтов ОМСУ! Создание сайтов на обновленном портале sakha.gov.ru происходит на безвозмездной основе в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) №201 от 14.05.11в порядке описанном в разделе Официальный информационный портал


Техподдержка Портала.
Географическая и историческая справка о наслеге

Географическая и историческая справка о наслеге

Саныяхтахский наслег  расположен на   левом берегу р.Лена. Общая площадь наслега составляет – 3203,294 кв.км , в том числе земель сельскохозяйственного назначения – 4,680 га , из них пашни – 0,535 тыс.га , сенокосы – 0,811 тыс.га , пастбища – 0,505 тыс.га. . Граничит с Хангалласким , Алданским и Горным районами , Урицким наслегом . Районный центр г.Олекминск , расстояние от районного центра : водным – 224 км , наземным – 250 км , воздушным – 190 км . Расстояние от г. Якутска  408 км.

Общая численность населения составляет 1000 чел , средний возраст составляет – 45 лет. В наслеге проживают такие национальности как : якуты , эвенки , татары, русские .

Открылись почтовые станции 1778 году в Мархе и Малыкане, затем полустанки в Еловке и Мархачане. Началось массовое заселение русских крестьян с Верхне- Ленских затем с центральных губерний России. В основном бунтари, участники крестьянских восстаний, декабристы, участники польского восстания, народовольцы, революционеры. Среди первых переселенцев родоначальники наших коренных жителей наслега: Евстифеевы, Сташковы, Коротких, Тепловы, Арбукины, Филипповы. В 1778 году заселены Иван, Илья, Лука, Алексей Кондратьевы, Еремей Якушев, Егор, Спиридон, Илья Сухановы, Кузьма, Михаил, Филипп Хлебниковы. Потомки первых переселенцев в военное и послевоенное время гнали почту, ныне здравствующие ямщики:

Суханов Петр Иннокентьевич

Кондратьева Варвара Степановна

Федорова Фекла Михайловна

В настоящее время в МО «Саныяхтахский наслег» входят:

Саныяхтах - центр наслега

Малыкан

Марха

Алексеевка

До 30-х годов прошлого века села Саныяхтах, Еловка, Малыкан относились к Якутскому округу, а села Мархачан, Марха к Олекминскому округу, Алексеевка Томмотскому округу, затем Алданскому району. Саныяхтахская станция была самой крупной узловой и перевалочной базой.

Русские крестьяне научили якутов, эвенов, мудрому ремеслу земледельца, выращиванию зерновых, картофеля, овощей, русской культуре. Первые переселенцы были в основном мужики, естественно женились на местных женщинах, вскоре забыли свой родной русский язык. Жили во взаимопонимании и согласии с местными жителями, никогда не враждовали. Местные жители учили выживанию в суровых условиях, помогали, чем могли. Так сложилась уникальная общность, которая называла себя ямскими и пашенными (Бааhынайдар) говорящие вперемешку на русском и якутском языках.

Посевы зерновых культур проводились 1857 году, опытные посевы проводились намного раньше, но ощутимых результатов не было.

В 1916 году в Саныяхтахе посеяно 682 пуда, снят 2823 пуда зерна сам 4,14

Первые опыты выращивания картофеля проводились в 1848 году, Саныяхтахе посажено 7 пудов снято 22,4 сам 3,2, Малыкане посажено 2 пуда сам 1, Еловке посажено 6 пудов снято 36 сам 6. В 1916 году в Саныяхтахе одно хозяйство получало 108 пудов, Еловке 45 пудов, Малыкане 59 пудов.

В 30-х годах началась коллективизация, образовались мелкие колхозы в Саныяхтахе к-з им. «14 годовщины Октября», Малыкане к-з «Красная Поляна», в Мархе к-з « Красная Звезда». В 1930-40 -х годах Саныяхтахскому сельсовету передается к-з им. «Ворошилова» Усть-Толба, Алексеевка и поселок Геологов Ченкиян населением более 200 человек. При этом ставился вопрос о создании отдельного района включением Урицкого сельсовета с центром в с.Саныяхтах. Отделив Усть-Толбу, Ченкиян, Алексеевку от Томмотского района и передав в состав Саныяхтахского района, письмо СИХ ЯАССР П. Дьяконова от 8 октября 1 940 года административно-территориальной комиссии от Ымыкова согласно ходатайству исполкома Олекминского райсовета от 13 сентября 1940 года за подписью секретаря РИХ Яковлева. Но этот вопрос был приостановлен началом войны в 1941 году. Решением Олекминского районного Совета от 6 апреля 1959 года объединены колхозы им. Сталина, им. Ленина, Красная Звезда образован укрупненный колхоз имени Ленина, председателем избран Корнилов Семен Петрович, бухгалтером Фролов Григорий Алексеевич. В 1971 году колхоз им. Ленина вошел в состав совхоза «Олекминский», где директором работал бывший председатель колхоза им. Ленина Айзатулин Равиль Сабирович.

В 1979 году по инициативе министра сельского хозяйства ЯАССР Николаева Михаила Ефимовича образован совхоз «Саныяхтахский». Главной задачей совхоза ставилось обеспечение городов Мирный и Якутск продовольственным картофелем. директором назначен Иванов Иннокентий Степанович. В совтав совхоза вошли села: Балаганнах, Хоринцы, Урицк, Марха, Саныяхтах, Малыкан.

Посевные площади достигали до 350 га., сдача картофеля до 3000 — 4000 тн., дойное стадо до 800 голов, надой на 1 корову до 1800 литров, имелись табунное коневодство, свиноводство, звероферма, высокие показатели по охотпромыслу.

Совхоз неоднократно был победителем республиканских, районных соцсоревнований. дважды награждался грамотой Верховного Совета.

Огромный вклад становления совхоза были специалисты Опарин Валерий Михайлович — главный зоотехник, зам.директора, Суханов Валерий

Афанасьевич- главный инженер, Ядрова Екатерина Петровна — главный бухгалтер, Янков Радик Мвхайлович — главный агроном, управляющий отделения Саныяхтах Бойцов Геннадий, Голомарев Аневир Егорович — управляющий Хоринского отделения, Яныгин Иннокентий Егорович — управляющий Мархинским отделением. Золотым фондом совхоза стали: Иванов Анатолий Степанович картофелевод, кавалер ордена Ленина и трудового Красного Знамени, заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, депутат Верховного Совета ЯАССР  Х-созыва.

Кондратьев Моисей Федотович — механизатор, кавалер орденов Ленина и Октябрьской революции.

Федоров Георгий Николаевич — картофелевод, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».

Евстифеев Петр Афанасьевич — картофелевод, заслуженный работник Народного хозяйства.

Кондакова Зоя Павловна- овощевод, кавалер ордена «Знак Почета»

Кондратьева Варвара Степановна- доярка, кавалер ордена «Знак Почета», Трудовой Славы III степени.

Суханов Петр Иннокентьевич- картофелевод, почетный гражданин Олекминского района.

Евстифеев Яков Дмитриевич- картофелевод, отличник сельского хозяйства и многие другие.

В 1992 году совхоз преобразован в сельхозкооператив «Саныяхтахский». Основным производством остается картофель, не в таком объеме как раньше, но является крупным организованным хозяйством в Республике по поставке картофеля в г. Якутск и северные районы.

Сегодня в состав наслега входят села:

Саныяхтах

Марха

Малыкан

Алексеевка

Основное занятие населения сельхозпроизводство, охотпромысел. В СХПК «Саныяхтахский» занято более 100 человек. К сожалению, снижается товарность сельхозпродуктов, это отдаленность от рынка сбыта, низкие закупочные цены, отсутствие транспортной связи во время распутицы апрель —май, октябрь, декабрь месяцы.

Начата добыча строительного материала в Еловке ОАО «Еловское Трансстрой», при выходе на проектную мощность потребуется участие местного населения.

Сейчас уже работают 10 человек местного населения. При их помощи начата отсыпка дорог, очистка горных пород.

Для увеличения плодородия земель необходима разработка торфа, эта программа включена в мероприятия Правительства РС(Я) в 2007 году. Восстановление поливочной системы, освоение заброшенных пашен для укрепления кормовой базы животноводства, строительство картофелехранилищ, досуговых учреждений, школы. Организация новых производств используя уникальность природных ресурсов: спортивная охота и рыбалка по речкам Буотома, Толба, Марха, лесоразработка, развитие туризма.

 

 

 

275-летию Иркутско-Якутского тракта

«Сторонка дальняя моя»

Что-то слышится родное

в долгих песнях ямщика…»

А. С. Пушкин.

 

В середине 17 века Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена «государевой землёй». Это имело огромное прогрессивное и историческое значение. В состав России вошла громадная территория с большими природными богатствами:

полезными ископаемыми, пушниной, рыбой, лесами и т.п. Якуты, тунгусы, юкагиры и другие народности, вступили на путь экономического, политического и культурного сближения с русским народом.

Однако, в то время Якутия была самой отдаленной глубинкой. Для неё были характеры: холодная и продолжительная зима, короткое, но очень жаркое лето, бездорожье, бескрайняя тайга, множество больших и малых рек, болот и гор. Организации почтового дела на Руси особое внимания уделял Петр I. Определялись почтовые маршруты, налаживалась связь с иностранными державами, открывались почтовые тракты внутри страны. Самый первый путь первопроходцами был проложен: из Москвы через Тобольск, Нерчинск далее на реку Олёкму, по нему Олёкме - реке, далее по Лене и до Якутска. Но это был тяжелый и изнурительный путь. Затем был избран второй, более короткий, удобный и более приемлемый маршрут, который и стал впоследствии почтовым трактом: Москва - Тобольск - Енисейск- Илимск – Усть Курская — Слобода — Якутск.

Почтовые тракты стали первыми коммуникационными системами, не только надёжно связавшие край с Центром, но и соединившие между собой его отдалённые районы. Старейшим из трактов являлся Иркутско — Якутский тракт, значительная часть которого проходила по территории Олекминского улуса.

С первых дней существования тракта движение по нему стало носить круглогодичный характер.

Затем указам Иркутского губернского Правления от 3 июля 1 7б8 года за Т 11932 были конкретно поименованы первые 23 станции от Витима до Мархинской границы Олекминского и Якутского округов.

В 1787 году на 23-х станциях от Витима до Мархинской состояло 208 душ станковых крестьян. С 1784 года в ведения Якутского округа переведены остальные 12 станций: Саныяхтахская, Малыканская, Иситская, Журинская, Ой-муранская, Синская, Батамайская, ТитАрынская, Бэстяхская, Улах- Анская, Табагинская, и г. Якутск.

Протяженность тракта от Иркутска до Якутска составляла 2895 км, причем 2400 км проходила вдоль реки Лены, До 1770 года тракт содержали местные якуты на своих лошадях.

Ближайшие к Якутску станции содержали якуты Кангаласской и Мальегарской волостей будущего Якутского округа. Станции, тяготевшие к Олёкминскому округу — Олёкминские, а дальше по направлению к Витиму — вилюйские якуты.

Слово «ям» и «ямщик» пришли на Русь вместе с татаро-монгольскими завоевателями. «Ям»- (тюркское название) это селение на почтовом тракте. А их жителей возивших почту называли ямщиками, то есть люди специально назначенные перевозить официальных лиц, гонцов, почту. Почтовая служба в те времена называлась гоньбой.

При образовании станций Иркутским губернским архитектором Лукиным был дан план почтового дома со всеми необходимыми дворовыми постройками для лошадей и экипажей. Первая постройка по проекту была осуществлена на Табагинской станции самыми первыми русскими ямщиками - Иваном Соколовым, М. Лобановым, Ф. Шепелёвым, П.Козловым. В 1817 году якутским обществом, также были выстроены станционные рубленые дома и сараи на станциях Каменская, Жедайская, Нохтуинская, Березовская (дом Леонтия Яныгина), Дельгейская, Черендейская, Солянская, Харабылытская, и Мархинская. Русскими ямщиками были также построены почтовые дома на станциях: Бердинской – 1817 году, Русско-Реченской- 1824 году, Точильной- 1830 году. Появление русского крестьянского населения по Ленскому тракту привело к Томот, что прежние станки с одиночными юртами постепенно превратились в небольшие деревни. Строили рубленые дома с кухонным очагом, русскими печами с деревянными полами. Приходилось отвоёвывать у дикой тайги каждый клочок земли под собственное жильё, огороды, пашни и сенокосы. Ямщикам предписывалось содержать почтовый дом в исправном состоянии. Лошади должны быть наготове к почтовой езде, на дугах привязывали колокольчик, мелодичный перезвон можно было слышать из далека, особенно морозным вечером. Иногда к дуге привязывали несколько колокольчиков, которые звучали по-разному и создавал приятную композицию. Так получалась «Ямская гармонь».

Таков был порядок движения почты и людей по Ленскому тракту. Надо понять, сколько трудов требовалось, чтобы содержать в исправности этот важный для края огромный тракт.

Особенно трудоёмкими было устройство и поддержание в проезжем состоянии летних, сухопутных дорог. В тайге прокладывали тропы, устраивали мосты и гати, ставили зимовья, верстовые столбы с «цыфирными словами». Но дорога, проложенная таким трудом, в весеннюю распутицу часто приходила в негодность. Весенними водами сносились мосты, а поперек дороги образовывались рвы, она становилась непроезжей. Чтобы представить, что такое почтовая дорога в те времена — достаточно вспомнить слова Н.Г.Чернышевского:

«Проезд от Иркутска до Якутска - более тяжелое и рискованное предприятие, труднее, чем путешествие по внутренней Африке». И только благодаря ежегодному ремонту дорога поддерживалась в сравнительно удовлетворенном состоянии. Зато зимой, когда земля скованна морозом, путь становился значительно более удобным и как писал И.А.Гончаров «весьма исправной».

Летом почту возили в почтовых лодках- шитиках или на проходных почтовых повозках, зимой в повозках на санях с «надёжными деревянными отводами». Первые 29 лет ямщицкую службу выполняли якуты, которые жили в юртах.

Вопрос о заселении русскими крестьянами Иркутско- Якутского почтового тракта на участке от Витима до Якутска возник еще в 1750-х годах.

В 1755 году управитель Витимско - Пеледуйских слобод Захар Баишев предоставил Якутской воеводской канцелярии рапорт, предлагая заселить станки русскими. Он также считал, что хотя бы половина ямщицкое должна быть грамотной.

С 1770 года, когда якутов освободили от подводной повинности, тракт начали постоянно заселять русскими крестьянами - переселенцами. Так, по узкой прибрежной полосе Лены от Витима до Якутска впервые появилось русское притрактовое крестьянское население, И в 1776 году по берегам Лены между Пеледуем и Олекмой уже жило 159 мужчин, 74 женщины и 8iребенок, всего 306 человек. Примерно такая же численность переселенческого населения была вдоль Лены от Олекмы до Якутска.

Всё это население так называемые «переселенцы», рекрутировалось из ссыльных крестьян. В основном это бунтари, участники польского, крестьянских восстании, декабристы, революционеры. Значительная часть была переселена из разных территории России, поэтому переселенцы, родившиеся уже на берегах Лены, чувствовали себя Ленскими жителями. С появлением переселенцев стало интенсивно развиваться земледелие. Именно выходцы из центральных губерний дали толчок хлебопашеству и огородничеству, имея опыт правильного обращения с землёй, добились хороших результатов и приобщили к хлебопашеству местное население. Первые опыты выращивание картофеля проводились в 1848 году.

Все русские почтовые ямщики Якутского округа- 19 человек и Олёкминского округа - 14 человек были прикреплены к конкретным станциям. Они не имели права на свободное передвижение и перемену места жительства даже в пределах соседних станций тракта. Это Соколов И. В., Филиппов П., Сухарёв И.С., Хлебников Г., Суханов Н., Яныгин Леон, Евстифеев Е.К., Теплов И.А. и многие др. Все крестьяне- ямщики получили на 3 года льготу по платежу подушных. На пропитание в первый год каждому семейству было выделено по 21 пуду 20 фунтов хлеба (340 кг), кроме того, выдавалось по 1 копеек в день кормовых, но это денежное пособие в 1781 года сенат отменил. С 18 века крестьяне-ямщики стали подписывать контракты на отдачу им содержание почтовых станций сроком на 3 года. В их числе заключили контракт станции Малыканская (год обр. 18в), Еловская (1850г), Саныяхтахская (1772г).

Станция Саныяхтахская была основана 1772 году, как станция Иркутск- Якутского почтового тракта. Сначала он назывался станком, затем станцией, а с 1930 года селом.

Ближайшие станции Марха находилась в 43 км., Малыкан -42 км. В 1784 году первым 23 станциям дали названия, в том числе Саныяхтаху. Станция Саныяхтах получила своё названия от речки «Саныяхтахки» (от якутского слова «Сагынньах» - в переводе тулуп).

По переписи I884года и на станции Саныяхтах было 26 дворов,162 жителя. Население составляло 100% русскими.

до 1930 года станции Саныяхтах, Еловка, Мальткан относились к Якутскому округу. Мархачан и Марха к Олёкминскому. Поэтому наша станция Саныяхтахская была самой крупной между Якутском и Олёкмой и наши крестьяне роднились с Иситскими, Журинскими возя почту в сторону Якутска. На неё поселили Суханова Никифора 1747года рождения, он там прожил до I8Збгода, т.е. до 89 лет. Через 10 лет после первого поселения семьи Н.Суханова (1782г.) стало две семьи Сухановых, через шестьдесят лет (1834г.) стало девять мужчин и девять женщин. А через сто пятьдесят лет (1926г) Сухановы составляли династию в 43 хозяйств, в количестве 254 человека.

На сегодня среди нас живут последние представители тех легендарных государевых ямщиков, которые возили почту. Это Федорова Фекла Лукинична, Суханов Петр Иннокентьевич.

Из воспоминаний Суханова П.И., 1929г.р: 1930-е годы на станции было 25 дворов, 220 человек- 60 мужчин, 70 женщин, 90 детей. Своё названия Еловка получила потому что там стояла очень большая ель в два ухвата (1ухват- три метра), когда проезжали самые первые ямщики они под этой елью останавливались, пили чай. В семье у нас было шестеро детей — я, Люба, Вера, Ольга, Камунар, Никодим, трое из них умерли. Отец Суханов Иннокентий Федотович с 1930-1 942гг. работал председателем колхоза имени Сталина. Мама Суханова Анна Федотовна работала дояркой. родился и вырос на станции Еловская. С 15лет (1943г.) возил по станциям Малыкан - Еловка-Саныяхтах. Почту возили в любое время суток, в ветер, пургу, холод, на четырёх конях — по две дуги, на которых привязывали колокольчики. Слышался красивый, мелодичный звон. С нами обязательно ездил сопровождающий с винтовкой, т. к. мы возили не только почту, но и важные документы, ценный груз.

В 1918 году в нашем округе открыли самую первую школу учителем, которой была женщина из г. Якутска.

В1950-х годах познакомился со своей супругой Сухановой Надеждой Федотовной из деревни Саныяхтах. Тогда она работала продавцом в д. Еловская.

В 1930-е годы мимо нашей станции провозили на пароходе комсомольцев (детей), которых остановили белогвардейцы и увезли на лодке в деревню Декемьде (Хамгамонинский улус), зверски расстреляв их. Сейчас в Еловке стоит памятник- память о тех временах.

 Многие потомки ямщиков жили бы на своих местах до сих пор, но времена хрущевской реформы, ликвидация «неперспективных» деревень докатилась и до Ленских берегов. Люди были вынуждены покидать насиженные станки и пережать в укрупняемые села. Луга и пашни с великим трудом отвоеванные у природы предками, остались без хозяев. Итог печальный. В результате различных социально — политических потрясений исчезли многие ямщицкие деревни — Тойон-Ары, Батамай. Чуран, Крестях, Еловка, Мархачан, Кочегаров Русские ямщики были мужественными, талантливыми и жизнерадостными людьми. Несмотря ни на что, они выдержали все невзгоды, преподнесенные судьбой.

Более двух веков действовал Иркутско — Якутский тракт, и Государевы ямщики всё это время добросовестно и честно несли службу. Только в апреле 1954 года по историческому пути прошла самая последняя почта.

Ямщицкая служба стала историей, но нам нельзя забывать о ней. Мы должны помнить своих предков с чувством законной гордости за их добрые дела.

Сейчас Саныяхтах большое, красивое село. В селе — имеется СХПК «Саныяхтахский», школа, дом культуры, библиотека, больница, молочно-заготовительный пункт, ясли- сад, электростанция, почта, филиал «Туймаада-Нефть».