Информация об экономической ситуации в Республике Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) является одним из динамично развивающихся субъектов Дальневосточного региона Российской Федерации. Обширная территория, богатый ресурсный потенциал, наличие крупных действующих экспортно-ориентированных предприятий, выгодное географическое положение и близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, уникальный туристский потенциал создают предпосылки для формирования в Республике Саха (Якутия) стратегического форпоста России на Дальнем Востоке.
По итогам мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации, проводимых Министерством регионального развития Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) в 2012 году занимает лидирующие позиции по сводному индексу социально-экономического положения (14 место). Республика включена в группу лидеров по инвестиционной привлекательности (8 место), по реальному сектору экономики (14 место).
Республика Саха (Якутия) относится к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России, занимает ведущее место в Российской Федерации по добыче алмазов, золота, сурьмы. В значительных масштабах для внутренних и экспортных целей ведется добыча угля, нефти, для внутренних потребностей добываются природный газ, платина, камнецветное сырье, строительные материалы и другие полезные ископаемые. По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. По рейтингу общих запасов природных ресурсов Якутия занимает первое место в РФ. Удельный вес запасов полезных ископаемых Якутии в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам - 82%, золоту - 17%, урану - 61%, сурьме - 82%, железным рудам - 6,2%, углю - 40%, олову - 28%, ртути - 8%. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.
Якутия - один из первых субъектов России, реализующих программный метод управления социально-экономическим развитием региона. В рамках принятой системы планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) приняты и реализуются совокупность взаимосвязанных документов долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования, направленных на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения и развития экономики республики. Начиная с 2012 года, 95% государственного бюджета республики охвачено государственными программами. В Республике принято и реализуются 37 государственных программ по основным направлениям социально-экономического развития.
Благодаря планомерной реализации основного стратегического документа долгосрочного социально-экономического развития республики - Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее, Схема-2020), разработанной по поручению Президента РФ В.В. Путина, текущая социально-экономическая ситуация Республики Саха (Якутия) с 2006 года характеризуется реальным ростом основных макроэкономических показателей, опережающим развитием производственной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Республика постепенно уходит от рискованной моноотраслевой направленности экономики, развиваются новые отрасли промышленности, создаются новые рабочие места, обеспечивается увеличение объемов собственных доходов бюджета Республики.
Якутия становится крупнейшим нефтегазовым регионом и будет играть значительную роль в диверсификации экспорта углеводородов в восточном направлении. Благодаря вводу в 2009 году нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», добыча нефти увеличилась в 10 раз (к 2008 году).
С вводом в эксплуатацию крупнейшего даже в мировых масштабах Эльгинского угольного комплекса новый импульс развития получит угледобывающая отрасль республики.
Практическая разработка компанией «Газпром» гигантского Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения положила старт реализации масштабной Восточной газовой программы, в рамках которой будет построен магистральный газопровод «Якутия - Хабаровск - Владивосток».
Главной особенностью стратегии развития Республики Саха (Якутия) является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу с широким межрегиональным эффектом.
В Западной Якутии, где традиционно добываются алмазы, на общей транспортной и энергетической инфраструктуре, формируется новый Якутский центр нефте- и газодобычи России с перерабатывающей и гелиевой промышленностью.
В Южной Якутии – в уникальном с учетом наличия богатейших природных ресурсов и более развитой инфраструктуры формируется крупный промышленный район, основанный на добыче и обогащении угля, железных и урановых руд, химического производство.
Кластер в Северо-Восточной Якутии будет специализироваться на добыче и переработке цветных и редкоземельных металлов.
В Центральной Якутии формируется транспортно–логиистический узел, научно-образовательный комплекс, планируется дальнейшее развитие ювелирного и алмазогранильного производства.
В каждом кластере предполагается развивать опорные населенные пункты с развитой социальной инфраструктурой.
Валовой региональный продукт в 2012 году превысил 543 млрд. рублей с реальным ростом 103,4% к 2011 году и обеспечен увеличением промышленного производства (106,6%), инвестиций в основной капитал (110,2%), строительных работ (104,1%), объемов перевезенных грузов (112,5%), розничного товарооборота (102,6%) и платных услуг населению (103,1%).
По отдельным позициям темпы социально-экономического развития республики за 2012 год превысили среднероссийский уровень. К таким показателям относится индекс промышленного производства – 106,6% (по РФ – 102,6% оценка), инвестиции в основной капитал – 110,2% (по РФ – 105,5%). Темпы роста выше, чем в целом по Российской Федерации сложились по реальной заработной плате – 111,9% (по РФ – 109,1%), по реальным денежным доходам – 103,5% (по РФ – 103,0%).
Динамика основных показателей развития Республики Саха (Якутия)
|
Темпы роста в сопоставимых ценах, |
2012 к 2002, в % |
|||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. Валовой региональный продукт |
104,3 |
107,7 |
104,9 |
103,4 |
104,5 |
107,2 |
97,6 |
101,6 |
106,5 |
103,4 |
149 |
2. Продукция промышленности |
102,5 |
112,5 |
93,4 |
100 |
100,5 |
104,2 |
86,4 |
117,6 |
111,3 |
106,6 |
136 |
- добыча полезных ископаемых |
100,4 |
114,6 |
93,7 |
100,8 |
101,9 |
104,6 |
85 |
120,3 |
112,1 |
107,9 |
143,3 |
- обрабатывающие производства |
127,8 |
109,1 |
90,6 |
82,9 |
90,8 |
98,2 |
87,9 |
119 |
112 |
94,1 |
102,9 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
100,2 |
103,6 |
93,7 |
101,1 |
96,1 |
103,5 |
95,1 |
101,7 |
106 |
100,4 |
100,7 |
3. Внешнеторговый оборот |
121,7 |
143,4 |
127,3 |
101,6 |
96,1 |
111 |
65,1 |
213 |
143,5 |
103,3 |
494,9 |
4. Продукция сельского хозяйства |
102,2 |
100,6 |
103,6 |
95,2 |
100,9 |
102,1 |
100,2 |
97,3 |
95,3 |
99,6 |
96,7 |
5. Объем строительных работ |
104,2 |
109,2 |
113,5 |
107,2 |
134,4 |
111,3 |
118 |
67,3 |
112,5 |
104,1 |
192,4 |
6. Инвестиции в основной капитал |
107,1 |
105,7 |
130,2 |
102,1 |
192,2 |
114 |
109,4 |
63,8 |
123,6 |
110,2 |
313,5 |
7. Ввод в действие жилых домов |
105,1 |
91,4 |
108,6 |
110,7 |
111 |
90,8 |
100,9 |
103,3 |
105,2 |
111,7 |
142,5 |
8. Оборот розничной торговли |
125,1 |
102,3 |
105,5 |
108,6 |
107,4 |
107,6 |
102,1 |
103,6 |
102,7 |
102,6 |
188,9 |
9. Реальные располагаемые денежные доходы населения |
114,8 |
106,1 |
106,3 |
105,8 |
104,2 |
107,9 |
102 |
102,7 |
102,4 |
102,6 |
143,9 |
10. Уровень безработицы, в % к ЭАН |
9,3 |
8,8 |
8,9 |
9,5 |
7,6 |
9 |
8,7 |
8,8 |
9,0 |
8,0 |
- |
11. Доля прибыльных организаций в экономике, в % |
46,9 |
48,6 |
56,7 |
56,5 |
63 |
64,4 |
59,9 |
64,7 |
67,5 |
67 |
- |
К локомотивам промышленного производства - добыче алмазов (2,8 млрд. долл. или 104% к 2011 году), нефти (6,7 млн. тонн или 122%), угля (12256 тыс. тонн или 124%) добавилась добыча золота: впервые за последние пятнадцать лет добыто более 20 тонн золота (21,3 тонны или 112% к уровню предыдущего года).
Также возросли объемы добычи газа до 2 млрд.м3 (105,7%), производства ювелирных изделий до 1 443,9 млн. руб. (128,4%), выработки электроэнергии до 8,5 млрд. кВтч (103,5%).
Индекс промышленного производства в республике по итогам 2012 года составил 106,6% к уровню 2011 года, что выше среднероссийского показателя (102,6%). Рост промышленного производства обеспечен в основном за счет добычи нефти (120,5%), алмазов (99,7%), золота (110%), производства электроэнергии (103,6%).
Инвестиции в основной капитал за 2012 год составили 221,1 млрд. рублей или в сопоставимых ценах 110,2% к 2011 году. Объем работ по виду деятельности «строительство» - 65,2 млрд. рублей или 104,1%, ввод в действие жилья – 356,2 тыс. кв.м общей площади или 111,7% к вводу жилья в 2011 году.
В рамках создания круглогодичной, связанной с общероссийской и межрегиональной сетями транспортной системы завершается строительство ключевого проекта создания опорной транспортной сети – пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Н.-Бестях (Якутск). В ближайшее время начнется проектирование и строительство мостового перехода через р.Лена в районе г.Якутска.
В результате политики сдерживания роста цен и тарифов в 2012 году достигнут исторический минимум инфляции - 5,4%.
Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий составил 79,4 млрд. руб., что на 14% превысило показатель 2011 года.
С учетом положительных изменений в экономике достигнута стабильность в сфере занятости и рынка труда. Общая численность безработных уменьшилась на 9,3 % и составила 40 тыс. чел. Уровень общей безработицы снизился с 9,0 до 8,0%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 39 912,8 рублей с реальным ростом на 11,9%. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц за 2012 год составили 27 966 рублей с ростом к 2011 году в сопоставимых ценах на 2,6%.
Сельское хозяйство
Высокий удельный вес сельского населения республики (36%) обуславливает особое внимание органов власти к вопросам поддержки и развития села и сельского хозяйства. Несмотря на сложные климатические условия хозяйствования, республика занимает первое место в ДФО по поголовью крупного рогатого скота и третье место по объему производства сельскохозяйственной продукции.
С 2002 года государственная поддержка товарного сельскохозяйственного производства осуществляется на основе программно-целевого метода. За период с 2002 по 2012 год объем государственной поддержки отрасли увеличился в 2,1 раза (в 2002 году объем господдержки 3,5 млрд. рублей, в 2012 году – 7,5 млрд. рублей). Решение задач по развитию агропромышленного комплекса республики предусматривается с учетом территориально-производственного размещения отраслей АПК по районам. Приоритетное развитие получат агропромышленные формирования, расположенные непосредственно в «точках роста» промышленного, транспортного и энергетического комплексов.
С 2011 года осуществляется постепенная передача органам местного самоуправления финансовых полномочий на поддержку и развитие сельскохозяйственного производства. В 2012 году из 7,5 млрд. рублей, предусмотренных в государственном бюджете на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства, 33 % (2,5 млрд. рублей) направлено в виде субвенций муниципальным районам и городским округам.
В целях сокращения отставания социально-экономического развития сельских территорий, повышения качества жизни на селе, усиления мотивации граждан к проживанию на селе, устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства 2013 год в Республике Саха (Якутия) объявлен Годом села, принята комплексная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2016 годы и на период до 2020 года».
Бюджетная политика в последние годы была направлена на повышение качества управления общественными финансами, укрепление и наращивание доходной части республиканского бюджета, повышение эффективности расходов бюджетных расходов, создание эффективной системы межбюджетных отношений как с федеральным центром, так и с органами местного самоуправления, выполнение обязательств на всех уровнях власти и усиление контроля за использованием государственных средств, оптимизацию управления государственным долгом.
Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2002-2012 годы показывает ежегодный рост доходной части бюджета республики (рис. 2)
Доходы консолидированного бюджета
Республики Саха (Якутия) за 2002-2012 годы
Республика Саха (Якутия) - один из немногих субъектов в Дальневосточном и Сибирском регионах, которому присвоены кредитные и инвестиционные рейтинги международных агентств, которые ежегодно повышаются и подтверждаются.
В 2012 году международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги республики до нового уровня - инвестиционной категории: в иностранной и национальной валюте с уровня "BB+" до "BBB-", национальный долгосрочный рейтинг с уровня "AA(rus)" до "AA+(rus)".
По версии Standard & Poor's долгосрочный кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) повышен с «BB-» до «ВВ+», а ее рейтинг по национальной шкале — с «ruAA-» до «ruAA+».
В Республике Саха (Якутия) активно реализуется социальная политика, Якутия входит в двадцатку субъектов РФ с высоким уровнем индекса развития человеческого капитала.
В 2012 году более половины средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено на реализацию 11 государственных программ социально-культурной сферы. 19 % расходов бюджета направлено на развитие образования, 14 % и 13 % – на развитие здравоохранения и социальной политики соответственно.
Приоритетное внимание уделяется повышению уровня жизни якутян. В 2012 году среднемесячная заработная плата составила почти 40 тысяч рублей, что выше прожиточного минимума трудоспособного населения в 3,4 раза.
По сравнению с 2011 годом в 2012 году реальная заработная плата в увеличилась на 11,9% (по России – на 9%).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждена Концепция повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в республике на 2012-2017 годы, которая предусматривает поэтапное доведение минимальной заработной платы к 2014 года до прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в республике, повышение заработной платы отдельных категорий работников.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2012 году сократилась по сравнению с предыдущим годом на 1,3 процентных пункта до 17,3%. Этому способствовало не только нарастающее увеличение начисленной заработной платы, но и постоянный рост доли социальных выплат в структуре денежных доходов населения – с 17,6 до 18,6 %.
Якутия входит в состав немногих регионов России, в которых сохранился естественный прирост населения (9-е место в РФ, 1-е место в ДФО). В 2012 году республика занимала 7-е место по общему коэффициенту рождаемости (17,8‰) в России (13,3‰), и 1-е место среди регионов в Дальневосточном федеральном округе (13,9‰). Показатель коэффициента смертности за 2012 год по сравнению с предыдущим годом сократился до 9,3‰ и был ниже среднероссийского уровня (13,3‰), и ДФО (13,1‰).
За 2010-2012 годы объем финансирования мер социальной поддержки увеличился с 6,0 до 7,7 млрд рублей. С 2011 года реализуется предоставление республиканского материнского капитала «Семья» при рождении (усыновлении) третьего, либо последующего ребенка, начиная с 1 января 2011 года. С 2012 года реализуются меры социальной поддержки, направленные на поддержку инвалидов (оплата проезда до места реабилитации, до мест обучения в ВУЗах, ССУЗах, а также на обеспечение техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень).
Активно решается вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только в 2012 году на строительство и приобретение жилья для этих граждан выделено более 1 млрд. рублей, обеспечено жильем 712 человек.